ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ НЕФТЕДОБЫЧИ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ НЕФТЕГАЗОНОСНОЙ ПРОВИНЦИИ
А.Ф. Яртиев, В.Г. Базаревская (ТатНИПИнефть)
Процесс поисков УВ является вероятностным, так как поисково-разведочные работы сопровождаются большой долей риска и неопределенности. Условия, приводящие к образованию нефти и газа, миграции УВ в ловушках и формированию самих ловушек, изучены и известны только в самых общих чертах, хотя и связаны с особенностями обстановки осадконакопления. Точно предсказать пространственное (структурное и стратиграфическое) положение ловушек и наличие в ней УВ невозможно.
Современная ситуация геолого-разведочного процесса на нефть как в Татарстане, так и во всей Волго-Уральской нефтегазоносной провинции (НГП) характеризуется, в первую очередь, открытием небольших по размерам залежей УВ, большая часть которых приурочена к малоамплитудным брахиантиклинальным и куполовидным ловушкам.
Рост добычи нефти возможен в основном за счет поисков и разведки новых месторождений, а также залежей УВ в пропущенном стратиграфическом диапазоне.
Стабильность добычи нефти и газа нефтегазодобывающей компании зависит от успешности проведения геолого-разведочных работ для восполнения запасов УВ-сырья.
Подготовка запасов нефти промышленных категорий для обеспечения планируемых объемов добычи - одна из важнейших задач нефтяной промышленности. Основными резервами прироста запасов на новых лицензионных территориях, слабо изученных геолого-геофизическими методами, являются подготовленные к проведению глубокого бурения поднятия.
Анализ структуры промышленных, оцененных запасов и перспективных ресурсов на территории Волго-Уральской НГП показал, что наиболее перспективны на поиски залежей УВ участки в пределах Южно-Татарского, Башкирского, Пермского сводов, Мелекесской, Бузулукской, Благовещенской, Верхнекамской впадин и Бирской седловины.
Экономическая оценка эффективности геолого-разведочных работ и разработки нефтяных объектов на новых лицензионных участках Волго-Уральской НГП выполнена по семи субъектам Российской Федерации: трем республикам (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия), четырем областям (Пермская, Самарская, Оренбургская, Ульяновская) в соответствии с РД 153-39-007-96 [1] и последними изменениями в налогообложении предприятий согласно Федеральному закону Налогового кодекса Российской Федерации и признанию утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (гл. 26, ч. 2) нефтедобычи [2] (табл. 1).
Учет рисков геолого-разведочных работ и разработка лицензионных объектов выполнены с помощью анализа чувствительности проекта к изменению основных факторов (цена реализации нефти, добыча нефти, капитальные вложения и производственные затраты).
Были оценены следующие перспективные нефтяные лицензионные участки: Республика Татарстан - 6; Республика Башкортостан - 25; Республика Удмуртия - 15; Пермская обл. - 5; Оренбургская обл. - 32; Самарская обл. - 50; Ульяновская обл. - 13. Из результатов финансовой оценки геолого-разведочных работ и разработки лицензионных объектов по каждому субъекту Российской Федерации и Волго-Уральской НГП только по Ульяновской обл. получены отрицательные показатели, а наилучшие - отмечаются по лицензионным объектам в Республике Удмуртия (табл. 2). Так, окупаемость единовременных затрат составила 11 лет с начала геолого-разведочных работ при внутренней норме рентабельности капитальных вложений 24,3 %.
В среднем по Волго-Уральской НГП дисконтированный поток наличности составит 183 млн р. (см. табл. 2) с окупаемостью проекта в течение 15 лет и 15 %-й внутренней нормой рентабельности капитальных вложений.
Экономически подобран вариант разведочных работ и разработки лицензионных участков в среднем по субъектам РФ и Волго-Уральской НГП с окупаемостью единовременных затрат не более 8 лет с начала промышленной эксплуатации объекта (табл. 3).
Затраты на геолого-разведочные работы, платежи за информацию и сборы по лицензионному объекту субъекта РФ - Волго-Уральской НГП - изменяются от 95 млн р. по Республике Башкортостан до 291 млн р. по Пермской обл. (см. табл. 2, 3). В среднем по лицензионному участку Волго-Уральской НГП данные затраты составят 166 млн р. с дисконтированным доходом инвестора 241 млн р. и внутренней нормой рентабельности капитальных вложений 17,2 %.
Стоимость запасов нефти на срок действия лицензии (25 лет) по рекомендуемому варианту в среднем по лицензионному участку Волго-Уральской НГП оценивается в 1321 р/т, в том числе 205 р/т - стоимость подготовки запасов нефти (см. табл. 3).
По рекомендуемому варианту разведочных работ и разработки лицензионного участка в среднем по Волго-Уральской НГП проведен анализ чувствительности внутренней нормы рентабельности и потока наличности к изменению основных факторов (цены реализации нефти, добычи нефти, капитальным вложениям и производственным затратам).
В заданном интервале изменения ±50 % внутренняя норма рентабельности проекта всегда сохраняет положительное значение (рисунок), а дисконтированный поток наличности принимает отрицательное значение при уменьшении добычи нефти на 30 % и снижении на 40 % средневзвешенной цены реализации нефти.
Государственным органам при выставлении на открытый аукцион перспективных нефтеносных участков в Волго-Уральской НГП необходимо следить, чтобы стоимость подготовки запасов нефти не превышала 200 р/т, а сама стоимость запасов на срок действия лицензии - 1300 р/т.
Литература
1. РД 153-39-007-96. Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений. - М.: Изд-во ВНИИОЭНГ, 1996.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 151-ФЗ “О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”.
The authors of the article have done economic evaluation of efficiency of exploration and development activities of oil objects in new licensed sites of Volga-Ural oil and gas province for seven subjects of Russian Federation: three republics (Bashkortostan, Tatarstan, Udmurtia), four regions (Perm, Samara, Orenburg, Ulianovsk) in accordance with the latest changes in oil production enterprises taxation.
The following number of oil prospective licensed sites was evaluated for the Republic of Tatarstan - 6, Republic of Bashkortostan - 25, Republic of Udmurtia - 15, Perm Region - 5, Orenburg Region - 32, Samara Region - 50, and Ulianovsk Region - 13.
For the recommended option of exploration activities and licensed site development as an average for the Vol- ga-Ural oil and gas province an analysis of sensibility between internal rate of profitability and cash flow and changes in main factors (oil realization price, oil production cost, capital investments, and industrial expenses) was done. State bodies while putting for open tender potential oil site in the Volga-Ural province must control that the cost of oil reserve preparation should no exceed 200 rub/ton, and the cost of reserves for the life of license should not exceed 1300 rub/ton.
© А.Ф. Яртиев, В.Г. Базаревская, 2007
Таблица 1 Исходная информация для экономической оценки
|
Основные показатели |
Республика Башкортостан |
Республика Удмуртия |
Пермская обл. |
Оренбургская обл. |
Самарская обл. |
Ульяновская обл. |
|
Средневзвешенная цена реализации нефти, р/т |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|
Капитальные вложения в бурение и обустройство объектов, р/скв. |
1,45 |
2,17 |
5,00 |
2,90 |
2,50 |
2,32 |
|
Эксплуатационные расходы на добычу, подготовку и транс портировку нефти, р/т |
0,84 |
0,78 |
0,81 |
0,53 |
0,51 |
0,95 |
|
Налоги, р/т |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
Примечание. За 1,00 приняты значения по Республике Татарстан.
Таблица 2 Основные технико-экономические показатели эффективности разведочных работ и разработки лицензионных объектов в среднем по субъектам РФ и Волго-Уральской НГП
|
Лицензионный участок |
Геологоразведочные работы, платежи, млн р. |
Добыча нефти, тыс. т |
Капитальные вложения, млн р. |
Дисконтированный поток, млн р. |
Дисконтированный доход государства, млн р. |
Стоимость запасов нефти, Р/т |
|
Западный Татарстан |
210 |
660 |
518 |
140 |
1010 |
1103 |
|
Республика Башкортостан |
95 |
194 |
190 |
25 |
359 |
1469 |
|
Республика Удмуртия |
155 |
1101 |
748 |
558 |
1686 |
853 |
|
Пермская обл. |
291 |
816 |
1023 |
118 |
1615 |
1610 |
|
Оренбургская обл. |
124 |
1457 |
2162 |
392 |
2418 |
1569 |
|
Самарская обл. |
186 |
903 |
1199 |
218 |
1506 |
1533 |
|
Ульяновская обл. |
104 |
562 |
927 |
-31 |
894 |
1835 |
|
Волго-Уральская НГП |
166 |
813 |
1029 |
183 |
1353 |
1470 |
Таблица 3 Основные технико-экономические показатели эффективности разведочных работ и разработки лицензионных объектов рекомендуемого варианта в среднем по субъектам РФ и Волго-Уральской НГП
|
Лицензионный участок |
Геологоразведочные работы, платежи, млн р. |
Добыча нефти, тыс. т |
Дисконтированный поток, млн р. |
Дисконтированный доход государства, млн р. |
Стоимость запасов нефти, Р/т |
Стоимость подготовки запасов нефти, Р/т |
Необходимые запасы нефти, тыс. т/скв. |
|
Западный Татарстан |
210 |
660 |
196 |
1015 |
917 |
319 |
19,3 |
|
Республика Башкортостан |
95 |
194 |
45 |
361 |
1280 |
488 |
29,9 |
|
Республика Удмуртия |
155 |
1101 |
398 |
1672 |
1179 |
141 |
50,3 |
|
Пермская обл. |
291 |
816 |
194 |
1621 |
1445 |
357 |
83,1 |
|
Оренбургская обл. |
124 |
1457 |
497 |
2428 |
1416 |
85 |
52,0 |
|
Самарская обл. |
186 |
903 |
258 |
1509 |
1438 |
206 |
35,1 |
|
Ульяновская обл. |
104 |
562 |
155 |
910 |
1152 |
185 |
23,9 |
|
Волго-Уральская НГП |
166 |
813 |
241 |
1359 |
1321 |
205 |
37,5 |
Рисунок ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ НОРМЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (А) И ПОТОКА НАЛИЧНОСТИ (Б) К ИЗМЕНЕНИЮ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ПО РЕКОМЕНДУЕМОМУ ВАРИАНТУ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ И РАЗРАБОТКИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ НГП

Коэффициенты изменения факторов: 1 - пена реализации. 2- капитальные вложения, 3-эксплуатационные расходы, 4 - добыча нефти