К оглавлению

© В.П.Гаврилов, 2005

КОНЦЕПЦИЯ ПРОДЛЕНИЯ "НЕФТЯНОЙ ЭРЫ" РОССИИ

В.П.Гаврилов (РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина)

Концепция развития нефтяной и газовой промышленности нашей страны на ближайшую и среднесрочную перспективы определена "Энергетической стратегией России на период до 2020 г.". В ней предусматривается стабильный рост добычи нефти до 520 млн. т, газа - до 730 млрд. м3 к 2020 г. (рис. 1). Однако реальность опережает планы. Уже в прошлом году добыча нефти в стране достигла 459 млн. т, что почти на 50 млн. т больше запланированного и на 37 млн. т выше уровня 2003 г. Заметим, что прирост запасов нефти в этот же период не превысил 250 млн. т.

В "Энергетической стратегии России..." предусматривается также строительство нефтепровода Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин (Китай) с пропускной способностью 30 млн. т/год, Балтийской трубопроводной системы (до 50 млн. т/год), нефтепровода по северу Европейской части России для перевалки нефти на Кольском полуострове и целый ряд других проектов, обеспечивающих увеличивающиеся поставки нефти и газа за рубеж.

Концепция построена таким образом, что ее лейтмотив - максимальное извлечение нефти и газа из российских недр для продажи на внешнем рынке. Уже сейчас 60 % добываемой нефти идет на экспорт (в 2004 г. 260 млн. т, в СССР экспортировалось лишь 22 % годовой добычи). Более трети производимых нефтепродуктов и добываемого газа также вывозится за пределы России. В соответствие с "Энергетической стратегией России..." к 2020 г. эти цифры должны возрасти.

Вторая важная особенность действующей "Энергетической стратегии России..." - это прогрессирующее ослабление роли государства в добыче и использовании УВ-сырья. По крайней мере, уже сейчас почти вся добываемая нефть (93 %) обеспечивается вертикально-интегрированными компаниями, им же принадлежит около 80 % активных нефтяных запасов. По сути дела, государству осталось лишь подземное пространство, где размещаются нефть, газ и другие полезные ископаемые.

В качестве иллюстрации приведем некоторые данные о доли (в акциях) государства в капитале ряда ведущих нефтяных и газовых компаний России (таблица). Если просуммировать все акции государства в капитале девяти ведущих нефтяных и газовых компаний и разделить на их число, то получится некий условный индекс присутствия государства в нефтегазовом секторе экономики страны - он равен всего лишь 30 %! И это не предел: ведутся работы по продаже 49 % государственного пакета акций ОАО "ТНК", 25 % акций ОАО "НГК "Славнефть" и т.д.

Ослабленное влияние государства на "Энергетическую стратегию России..." привело к тому, что работы по воспроизводству УВ-сырья существенно сократились. С 1990 г. объем разведочного бурения снизился более чем в 4 раза, существенно уменьшились объемы геофизических работ. Как результат этого - сокращение прироста запасов нефти в 6,5 раза, а газа - в 10 раз. В целом по России за последнее 10-летие запасы УВ-сырья уменьшились почти на 15 %, а в Западной Сибири - на 20 % (рис. 2).

Возникает вопрос: отвечает ли действующая "Энергетическая стратегия России..." интересам народа и государства? При ответе на него целесообразно исходить из анализа мировой тенденции в области использования УВ-сырья и изменения цены на нефть. По прогнозам ученых, как минимум до 2030 г. нефть и газ продолжат оставаться доминирующими энергоносителями, на 70 % обеспечивающими мировое производство энергии (рис. 3). Ожидается, что в ближайшие 30 лет потребление нефти в мире будет ежегодно возрастать на 1,6 %, а потребление газа к 2030 г. удвоится. Прогнозируется также, что мировая цена на УВ-сырье будет расти, а в обозримом будущем цена на нефть увеличится в 2 раза.

В этой ситуации стремление поскорее и побольше "выкачать" нефти и газа из недр и продать их за рубеж выглядит, по крайней мере, неразумным. Думается, что с этой точки зрения действующая "Энергетическая стратегия России..." отражает не столько интересы народа, сколько интересы конкретных нефтяных компаний и их руководителей. Тем более, что в руководстве ряда компаний решающее слово принадлежит иностранному капиталу. "Энергетическая стратегия России..." - это стратегия на истощение. При такой стратегии уже к середине текущего столетия Россия может остаться без собственной нефти и практически без газа.

Целый ряд ученых нашей страны, деятелей науки и производства (Э.А. Бакиров, В.З. Гарипов, Е.Б. Грунис, Э.М. Халимов, и многие др.) приходят к выводу о том, что государство практически устранилось от руководства нефтяным и газовым секторами экономики страны, а большинство нефтяных и газовых компаний решают не технологические, а финансово-политические задачи, да и к руководству этих компаний зачастую приходят не профессионалы, а люди, далекие от понимания жизненно важных интересов отрасли. В условиях экономического спада, в котором находится Россия, назначать на руководящие должности непрофессионалов - это преступление. Главным образом благодаря им разрушился и продолжает разрушаться минерально-сырьевой потенциал нашей державы [3].

Минерально-сырьевая база России продолжает пребывать в кризисном состоянии, выход из которого видится в создании принципиально нового мышления в области использования отечественных минеральных ресурсов вообще и УВ-сырья, в частности. Возникает необходимость создания новой концепции развития и воспроизводства УВ-сырьевой базы на долгосрочную перспективу.

В ее основу предлагаем положить следующие шесть основных принципов:

1.     Ценность природных УВ-соединений в жизни современной цивилизации будет неуклонно возрастать.

2.     Необходимо всячески добиваться продления "нефтяной эры" России до конца XXI в. Первоочередным действием в этом направлении следует рассматривать разумное снижение объемов годовой добычи нефти и газа. Те объемы, которые предусмотрены "Энергетической стратегией России...", явно завышены и не обеспечены выявленными активными запасами. Планирование годовой добычи нефти и газа должно производиться, исходя из нужд российской экономики, а не из конъюнктуры международного рынка. Народные ценности разумнее хранить в «черном золоте» в отечественных недрах, чем в "зеленых бумажках" в американских банках.

3.     Энергично наращивать (восполнять) ресурсную базу нефти и газа за счет опоисковывания малоизученных полюсов (узлов) нефтегазонакопления на территории России, поднадвиговых зон, фундамента платформенных областей и т.д.

Известно, что за годы "перестройки" резко уменьшились объемы поисково-разведочных работ на нефть и газ. Наибольший спад произошел в восточных, северных районах и на шельфе. Крупные нефтяные и газовые компании размещают буровые скважины преимущественно на площадях распределенного фонда в традиционных нефтегазодобывающих регионах при ограниченном выходе на перспективные, но отдаленные территории. Поэтому геологическая изученность наших недр сравнительно невелика - в среднем не более 50 %. Не в полной мере установлены и закономерности образования и накопления нефти и газа в земной коре. Геологические модели изучаемых районов составляются в основном на базе традиционных подходов к пониманию геологического строения недр, оценки перспектив их нефтегазоносности и их нефтегазогеологического районирования. При решении этих задач предлагается руководствоваться сравнительно новыми геодинамическими (плитотектоническими) идеями, которые пока находят ограниченное применение в отечественной практике нефтегазопоисковых работ. В соответствие с ними все нефтегазоносные провинции и области России объединяются в протяженные пояса нефтегазонакопления, в пределах которых образование и накопление нефти и газа определялись специфическим геодинамическим режимом недр (рис. 4).

В поясах нефтегазонакопления пространственная концентрация месторождений нефти и газа крайне неравномерна. На фоне рассеянной нефтегазоносности выделяются области с аномально высокой концентрацией запасов - это полюса (центры, узлы) нефтегазонакопления. Некоторые из них являются традиционными регионами активной нефтегазодобычи (например, Волго-Уральский, Среднеобский, Уренгойский полюса). Нефтегазоносность других установлена, но эти районы еще не включены в процесс активного освоения (Арктический, Ямало-Карский, Надым-Пуртазовский, Непско-Ботуобинский и др.). Третьи центры нефтегазонакопления только прогнозируются (Мезенский, Ленский). Последние две категории и должны являться главными объектами поисково-разведочных работ на нефть и газ. Опоисковывание новых полюсов нефтегазонакопления может существенно повлиять на акценты в стратегии освоения новых регионов. Так, альтернативой освоения газовых и газоконденсатных месторождений п-ова Ямал, шельфов Баренцева и Карского морей может стать пока еще мало изученный Непско-Ботуобинский (Байкальский) полюс нефтегазонакопления с такими месторождениями, как Ковыктинское, Чаядинское, Юрубчено-Тохомское и др. Этот сценарий имеет ряд существенных преимуществ как геологического, так и социально-экономического и политического свойств, что выдвигает его в ряды первоочередных объектов по созданию здесь нового нефтегазодобывающего региона России. Большой нефтегазоносный потенциал имеется в недрах Надым-Пуртазовского региона, который также можно рассматривать в качестве альтернативы п-ову Ямал.

Другими важными объектами поиска, на которые ранее практически не обращалось внимание, являются поднадвиговые зоны Урала и Верхоянского хребта, а также фундамент платформенных областей.

Автор данной статьи не ставит целью привести все имеющиеся доводы в пользу высказанных утверждений, хотя таковые имеются. Задача заключается в акцентировании внимания на существование принципиально новых объектов поиска, которые имеют большие перспективы в области прироста запасов УВ-сырья.

Предлагаемые теоретические подходы к оценке УВ-ресурсов недр только континентальной части России показывают, что возможности кратного увеличения их запасов реальны и вполне достижимы. Опоисковывание только новых потенциально нефтегазоносных районов на суше России уже могло бы продлить "нефтяную эру" нашей страны на 15-20 лет. Однако для этого требуются политическая воля и существенные капитальные вложения. По оценкам ряда ученых для надежного обеспечения перспективной добычи нефти и газа в необходимых объемах в течение ближайших 20 лет надо затратить около 500 млрд. р. [1]. Такие затраты под силу только государству. Поэтому путь к решению проблемы воспроизводства запасов нефти и газа и продления "нефтяной эры" России до конца XXI в. лежит через социально-экономические преобразования в нашей стране.

4.     При разработке месторождений нефти и газа предлагается руководствоваться идеей естественной возобновляемости активных запасов и необходимостью использования экологически чистых методов воздействия на пласт. Негативный опыт разработки нефтяных и газовых месторождений советского периода, к сожалению, продолжает использоваться и нынешними нефтяными и газовыми компаниями. Отметим только два отрицательных момента - это форсированный отбор флюидов из продуктивного пласта и шаблонное применение метода заводнения при разработке месторождений.

Форсированный отбор флюидов существенно нарушает природные фильтрационно-емкостные свойства коллекторов и состояние нефтегазонасыщенной системы в целом. Нарушается сбалансированный режим подпитки фильтрационных каналов, связанная вода "отрывается" от стенок порового пространства коллекторов и заполняет фильтрационные каналы. Как результат - снижается продуктивность скважин и увеличивается их обводненность. При форсированных отборах быстро теряется пластовая энергия и падает ресурсный потенциал. В конечном итоге это приводит к снижению коэффициента нефтеотдачи. Так, в Западной Сибири даже на конечной стадии разработки он составляет 20-25 %, а в юрских отложениях - 15 % [2].

Методы законтурного и внутриконтурного заводнения используются в нашей стране более 55 лет. Наряду с положительными моментами их применения имеется и ряд существенных недостатков, а именно:

·        при разработке неоднородных пластов не обеспечивается полнота охвата объекта, происходят разноскоростная выработка пластов и их преждевременное обводнение;

·        возникают "целики" нефти в заводненных пластах, а в призабойных зонах выпадают асфальтено-смолопарафиновые осадки;

·        ухудшаются свойства остаточной нефти в сторону ее окисления, малоподвижности и биодеградации;

·        снижаются возможности добычи оставшихся извлекаемых запасов из невыработанных или слабо выработанных горизонтов.

Массовое применение метода заводнения (сейчас в России более 95 % добычи нефти идет с его использованием) привело к преждевременному обводнению многих месторождений. В среднем по России обводненность эксплуатационных скважин составляет 82 %. На некоторых месторождениях Западной Сибири в добываемой жидкости содержится менее 10 % нефти (рис. 5).

С учетом накопленного негативного опыта освоения месторождений надо иначе строить стратегию разработки залежей нефти и газа, в основу которой необходимо положить:

·        оптимальный отбор флюида из пласта, который обеспечил бы условия для плавного продвижения водонефтяного контура к забою скважины и более полного извлечения нефти или газа;

·        избирательное применение метода заводнения и только в исключительных случаях;

·        введение реабилитационных циклов для месторождений с выработанными активными запасами и сниженным пластовым давлением, что даст возможность стабилизировать флюидодинамическую систему пласта, восстановить пластовое давление, пополнить активные запасы нефти или газа за счет естественных процессов. Реальность этого предложения доказывается данными по Старогрозненским промыслам, где за последние 10 лет не проводились эксплуатационные работы. По данным В.Д. Скарятина и М.Г. Макаровой (2002), за это время в продуктивных пластах позднемелового возраста восстановилось аномально высокое пластовое давление, выравнилось положение водонефтяного контакта, а в ряде случаев нефть стала высачиваться на поверхность через затрубное пространство;

·        снижение техногенной интервенции на продуктивные объекты путем отказа от применения таких хищнических методов воздействия на пласт, как гидроразрыв;

·        рассмотрение остаточных запасов в продуктивных пластах не как потерянных ресурсов, а как посыл в будущее нашим потомкам, которые, надо надеяться, будут умнее и рачительнее нас.

5.     Ввести эффективный Государственный надзор за освоением и разработкой месторождений нефти и газа, исходя из национальных интересов. В основе Государственного надзора должна лежать технологическая схема освоения каждого нефтяного или газового месторождения, рассмотренная и утвержденная соответствующими федеральными органами.

Государственный надзор должен предусматривать в первую очередь:

·        немедленное восстановление отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

·        плановое государственное квотирование добычи нефти и газа для различных компаний, которое должно обеспечить продление "нефтяной эры" России;

·        регулирование дебитов эксплуатационных скважин для более полного извлечения запасов нефти и газа;

·        жесткое контролирование деятельности компаний путем создания системы геолого-экологического аудита, направляющей эту деятельность не столько на увеличение добычи, сколько на научно обоснованную и эффективную разработку месторождений, обеспечивающую прочное положение промыслов на далекую перспективу;

·        создание стабилизационного, стратегического национального фонда запасов с включением в него высокопродуктивных и высококачественных залежей нефти и газа и изъятием их из владения частных компаний. Такой фонд можно рассматривать как фонд будущих поколений [4];

·        создание открытой системы информации о недрах; все данные о бурении скважин, дебитах, экспорте продуктов, выручке и т.д. должны быть доступны и публиковаться в ежегодных отчетах нефтяных и газовых компаний, а также их дочерних предприятий.

Государственный надзор неизбежно повлечет за собой снижение добычи нефти и газа и уменьшение их экспорта. Последнее не стоит воспринимать как катастрофу. Государство осознанно должно идти на подобные меры, приспосабливая отечественную экономику к гораздо меньшему потоку "нефтедолларов". В известной степени восполнить неизбежные потери можно, привлекая альтернативные энергетические источники (каменный уголь, водород, газогидраты, естественные природные силы и т.д.). Кроме того, этого можно добиться также за счет разработки месторождений с более дешевыми нефтью и газом за пределами России, в первую очередь в странах СНГ. Сокращение добычи УВ-сырья можно также компенсировать снижением энергоемкости отечественной промышленности. За последние 25 лет в развитых странах мира она уменьшилась на 20-30 %, тогда как в России за время реформ возросла на 20 % [1].

6. Совершенствование государственной политики недропользования через изменение налоговой системы. С этой целью необходимо ввести дифференцированную систему налогообложения, чтобы сделать выгодной разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти и газа, битумов и тяжелой нефти, низконапорного газа, газа угольных пластов, залежей газогидратов и т.д.

Необходимо разработать и практически реализовать дифференцированную школу роялти, которая учитывала бы степень истощения залежи, ее размеры, продуктивность, горно-геологические и географические условия, наличие или отсутствие дорог, линий электропередач и т.д. Для этого по каждой залежи и месторождению следует иметь технико-экономическое обоснование разработки, а вся информация должна быть занесена в федеральную базу данных и быть доступной для контролирующих органов.

Перечисленные мероприятия по наведению порядка в сфере недропользования предусматривают известные ограничения деятельности государственных и особенно частных нефтяных и газовых компаний. Более того, это требует некоторой корректировки итогов приватизации, изъятия из владения частных компаний определенного количества активных запасов УВ-сырья и передачи их под государственное управление. Бояться этого не следует. Это обычные меры по укреплению государственного хозяйства. Так было и в дореволюционное время в России, когда перевод частных и акционерных компаний в казенное управление рассматривался не как национализация, а как укрепление и расширение деятельности государственных компаний. Можно учесть положительный опыт в этом отношении и ряда европейских стран (Великобритания, Норвегия и др.). Эта мера привела бы к изъятию у частных нефтяных компаний нашей страны сверхприбыли, которая уходит в карманы руководства этих компаний и с которой практически не платятся государству налоги.

К сказанному можно было бы добавить и еще ряд предложений, в частности, насущную необходимость развивать фундаментальную (академическую и вузовскую) науку путем создания целенаправленных и долгосрочных федеральных программ. Но главное - это изменить государственную политику России в области использования УВ-сырья, ориентировать ее на долговременное сохранение запасов собственных месторождений, разумное сокращение импорта газа, нефти и нефтепродуктов, а их вывоз за рубеж использовать не только для извлечения материальной, но и политической выгоды. Переориентировать техническую политику страны на достижение превосходства отечественных технологий в области борьбы за нефтяные и газовые рынки мира.

Реализация предлагаемых путей развития нефтегазового сектора экономики России возможна при наличии соответствующей политической и государственной воли, это потребует внесения корректив в законодательную базу, изменения мышления руководителей властных структур. Проблема сложная, ее решение требует определенного времени и подготовленности общества. Вместе с тем, отодвигать это "на потом" следует расценивать как стратегическую ошибку, расплачиваться за которую придется грядущим поколениям россиян. В сложившейся ситуации ответственность за дальнейшую судьбу отечественной нефтяной и газовой промышленности должна взять на себя профессиональная общественность. К решению обозначенной проблемы необходимо привлечь широкие круги общества и средства массовой информации (СМИ). В качестве одной из возможных форм организации, которая была бы способна создать новую независимую концепцию развития и воспроизводства УВ-сырьевой базы России на долгосрочную перспективу, а в дальнейшем и контролировать ее выполнение, предлагается общественный наблюдательный совет. В его состав можно было бы включить наиболее авторитетных профессиональных представителей нефтегазовой промышленности, научно-исследовательских институтов, профильных вузов, общественных организаций и СМИ. Главная цель этого совета - направить нефтяную и газовую отрасль народного хозяйства России на путь реального служения народу и стране.

В качестве первоочередных задач такого общественно-профессионального органа, по мнению автора статьи, должны являться:

·        формирование новой национальной доктрины использования нефтегазового потенциала недр России;

·        разработка альтернативной энергетической стратегии развития отечественного топливно-энергетического комплекса на весь XXI в.;

·        ревизия оставшихся и еще неоткрытых запасов УВ-сырья России на основе прогрессивных плитотектонических технологий;

·        разработка геоэкологического кодекса чести освоения отечественных нефтегазоносных недр;

·        формирование федеральной программы по развитию фундаментальных научных исследований в области топливно-энергетического комплекса;

·        подготовка объективной и независимой информации о состоянии дел в области нефтегазового сектора экономики России и доведение ее до широкой общественности страны через СМИ;

·        формирование патриотически настроенного общественного мнения в области стратегии использования нефтегазового народного достояния, привлекая для этого честных политиков и СМИ, которые еще способны занять гражданскую позицию в этом вопросе.

Уверен, что объединив усилия честных и порядочных профессионалов, мы сможем оказать позитивное влияние на оздоровление климата в нефтегазовом секторе экономики России, продлить "нефтяную эру" нашей страны, по крайней мере, до конца текущего столетия.

Литература

1.     Гарипов В.З. Минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса России / В.З. Гарипов, Е.А. Козловский, В.С. Литвиненко. - М.: ООО "ИГЭМ РАЕН", 2003.

2.     Запивалов Н.П. Нефтегазовый комплекс России: состояние и перспективы на XXI в. // Георесурсы. - 2002. - № 1.

3.     Козловский Е.А. Геология как жертва экономических реформ // Промышленные ведомости. - 2004. - № 1-2.

4.     Шумилов В. О недрах, рынке и общенародной пользе // Промышленные ведомости. - 2004. - № 5-8.

Abstract

The article provides grounds for a necessity to correct the existing "Energetic strategy of Russia for period of up to 2020" towards more efficient use of oil and gas potential of Russia's subsurface. It is raised the problem concerning the advantage of new national doctrine of HC resources development based on national interests rather than the conjuncture of the World's market of oil and gas. Proposed measures are aimed at extension of "petroleum era" of Russia up to the end of the XXI th century. To solve this problem it is suggested to rely upon professional society.

 

Таблица. Доля государства (акции) в капитале ведущих нефтяных и газовых компаний России [2]

Компания

Доля государства (акции), %

ОАО "ЛУКОЙЛ"

26

ОАО "Юкос"

< 1

ОАО "Сиданко"

0

ОАО "Сургутнефть"

< 1

ОАО "Сибнефть"

< 1

ОАО "ТНК"

49

ОАО "НК" "Роснефть"

100

ОАО "НГК "Славнефть"

75

ОАО "Газпром"

35

 

Рис. 1. ДОБЫЧА НЕФТИ (А) И ГАЗА (Б) В РОССИИ (прогноз)

 

Рис. 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗАПАСОВ НЕФТИ И ГАЗА В РОССИИ

 

Рис. 3. РОСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГОИСТОЧНИКОВ В МИРЕ

1 - нефть; 2 - газ; 3 - уголь; 4 - ядерная энергия; 5 - гидроэнергия; 6 - альтернативные источники

 

Рис. 4. СХЕМА ПОЯСОВ И ПОЛЮСОВ НЕФТЕГАЗОНАКОПЛЕНИЯ РОССИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ СТРАН СНГ

1 - установленные и освоенные центры (полюса) нефтегазонакопления; 2-выявленные, но в полной мере не освоенные центры нефтегазонакопления; 3 - прогнозируемые центры нефтегазонакопления; 4 - контуры поясов нефтегазонакопления: а - выявленные, б - прогнозируемые, в - формирующиеся в настоящее время; 5 - наиболее крупные месторождения: а - нефтяные, б - газовые

 

Рис. 5. ДИНАМИКА ДОБЫЧИ НЕФТИ НА ТАЛИНСКОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ (Западная Сибирь) [2]