К оглавлению

© В.Ю. Зайченко, 2004

КОМУ НА ПРАВАХ СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НЕДРАХ?

В.Ю. Зайченко (ВНИИгеосистем)

Закон Российской Федерации "О недрах" на вопрос, кому на правах собственности должна принадлежать геологическая информация о недрах, даёт следующий ответ: "Геологическая и иная информация о недрах, полученная за счёт государственных средств, является государственной собственностью..." (ст. 27, абз. 1) и "Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр..." (ст. 27, абз. 2). Казалось бы, вопрос исчерпан, однако в Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" читаем: "Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству" (ст. 11, п. 2).

По мнению правоведов, эта законодательная норма - исключение из общих правил, изложенных в Законе Российской Федерации "О недрах".

Однако инвесторы, изъявившие желание вложить свой капитал в развитие экономики России, являются такими же недропользователями, как и все остальные, разница состоит только в том, что правовое оформление недропользования на условиях раздела продукции осуществляется различными документами. В первом случае в виде лицензии на геологическое изучение недр или добычу полезных ископаемых, а во втором - в виде соглашения (договора), в соответствие с которым Российская Федерация предоставляет инвестору "...на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении" (ст. 2, п. 1 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"). При этом в соответствии с этим же Федеральным законом: "Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения" (ст. 4, п. 1), однако "...при этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением..." (ст. 4, п. 2).

При оформлении лицензии на пользование недрами в соответствии с "Положением о порядке лицензирования пользования недрами" она должна содержать в числе различных условий, перечисленных в п. 8, "соглашения о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами", так как согласно п. 11.8 "Положения...": "После принятия заявки на участие в конкурсе предприятию-заявителю предоставляется пакет геологической информации по интересующему участку недр. Пакет должен содержать необходимый объем геологической, горно-технической, технологической и иной информации для проведения предприятием-заявителем технико- экономических расчетов показателей ведения работ".

Вместе с тем при составлении соглашения о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами, лицензиар должен руководствоваться п. 8.2 "Положения...", который гласит: "Лицензия на право пользования недрами закрепляет указанные в подпункте 8.1 настоящего пункта условия и форму договорных отношений". Вот и получается, что при составлении соглашения (договора) о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" будет записано, что право на геологическую информацию, получаемую в процессе работ инвестором, "... принадлежит на праве собственности государству" (ст. 11, п. 2), а в лицензии лицензиар должен записать, что она на праве собственности принадлежит недропользователю в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (ст. 27, абз. 2). Налицо противоречия, закрепленные законодательным путем.

Где же выход из создавшегося положения? Попытаемся его найти.

Согласно Закону РФ "Об информации, информатизации и защите информации" "информация" - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2, абз. 1), а "документированная информация (документ)" - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 2, абз. 3).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации информация является вещью и как имущество объектом гражданских прав (ст. 128), поэтому она должна принадлежать определенному физическому или юридическому лицу. Поскольку геологическая информация связана с недрами как объективно существующим материальным объектом, с которым имеет дело человек, то необходимо рассмотреть правовые отношения его с изучаемым объектом при сборе информации и ее использовании. Недра, согласно Закону Российской Федерации "О недрах" являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Правовые отношения гражданина и природных богатств определяются Конституцией Российской Федерации следующим образом: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (ст. 3, п. 1) и далее: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и иных формах собственности" (ст. 9, п. 2). Как видно, в основополагающих статьях Конституции Российской Федерации речь идет о природных ресурсах, а не о недрах как таковых.

К природным ресурсам относятся энергетические, минерально-сырьевые, водные и др., находящиеся в недрах, а также энергия солнечная, ветра, земных недр, морских приливов и волн и т.д.

Поскольку термин "ресурс" (от французского reosource) - это деньги, ценности, запасы, возможности, источники средств доходов, число которых можно выявить при наличии определенной информации, то и природные ресурсы можно количественно оценить таким же образом.

Для определения, например, количества и качества минерально-сырьевых ресурсов необходимо иметь исходную геологическую информацию о недрах в документированном виде и данные о конкретных месторождениях полезных ископаемых. Обработка и интерпретация этой информации позволяют получить широкий набор геологических документов: карт, разрезов, подсчетных планов, кондиций, ТЭО и др., который дает возможность оценить количество и качество тех или иных минерально-сырьевых ресурсов в конкретном районе или регионе(Зайченко В.Ю. Геологическая информация в свете российских законов / В.Ю. Зайченко, Е.А. Козловский // Природно-ресурсные ведомости. - 2003. - № 25-26.). Отсюда следует, что без документированной геологической информации о недрах определить минерально-сырьевые, энергетические, водные и иные ресурсы невозможно, а следовательно, и оценить, насколько обеспечена "основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории России", не представляется возможным. Из этого можно сделать вывод, что документированная геологическая информация о недрах должна являться национальным достоянием и принадлежать всему народу Российской Федерации, а не отдельным недропользователям, которые получили ее за свой счет, как это записано в Законе Российской Федерации "О недрах" (ст. 27, абз. 2).

Национальное достояние любых видов и форм охраняется государством, но для этого оно должно быть его собственностью. В связи с этим документированная геологическая информация, на основании которой определяются природные ресурсы недр как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, на праве собственности также должна принадлежать государству, независимо от того, за счет каких средств и кем она получена. Это позволит рационально ее использовать как для удовлетворения текущих потребностей страны в природных ресурсах, так и для обеспечения ими подрастающего поколения, которое не должно зависеть от "условий ее использования, в том числе в коммерческих целях", определяемых недропользователем, как это записано в Законе Российской Федерации "О недрах" (ст. 27, аб. 3).

Для компенсации затрат недропользователей на получение геологической информации в пределах отдельных участков, предоставленных им для геологического изучения на основании лицензий, можно передавать лицензиатам право безвозмездного пользования ею для геолого-разведочных работ на этих участках, а также гарантировать предоставление им права на разведку выявленных месторождений полезных ископаемых и последующей их эксплуатации. Однако после завершения геологического изучения предоставленных участков лицензиат должен передать всю полученную геологическую информацию в государственные фонды хранения без каких-либо условий.

Поскольку документированная геологическая информация является основой определения количества и качества природных ресурсов, то ее использование должно осуществляться на базе лицензии договора с указанием объемов передаваемых прав (ограничение сроков использования, запрещение передачи третьим лицам и т.д.), что позволит сохранить геологическую информацию для исследователей и последующих поколений, а также сделать ее действительно национальным достоянием.

Конституция Российской Федерации допускает различные формы собственности на землю и природные ресурсы (ст. 9), что требует определения пределов действия этой законодательной нормы и на геологическую информацию.

Геологическая информация о недрах, как и любая иная государственная собственность, может находиться в частной и иной собственности на основании законодательных актов Российской Федерации, в которых должен быть прописан механизм передачи ее в частные руки. Такой механизм уже имеется на объекты творческой деятельности, право на которую определено в Гражданском кодексе Российской Федерации следующим образом: "В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина и юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)" (ст. 138). Поскольку многие информационные геологические материалы создаются в результате интеллектуальной деятельности - геологические отчеты, карты, разрезы, подсчетные планы, ТЭО и т.д., которые по международной и отечественной классификации являются объектами авторского права и объектами исключительных прав - то при наличии соответствующего юридического основания, четко прописанного в российском законодательстве, эти объекты могут находиться в частной собственности юридических и физических лиц. Это положение касается только объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, по нашему мнению, можно допускать передачу геологической информации в частную собственность на основании исключительной лицензии по небольшим локальным участкам недр, не оказывающим существенного влияния на оценку минерально-сырьевого потенциала района или региона, и на условиях, ограничивающих пределы ее использования (передача третьим лицам, продажа за рубеж и т.д.). Таким образом, на наш взгляд, можно обеспечить выполнение конституционных положений без ущерба для национального информационного достояния о недрах России. Возможно, будут предложены и другие решения, но они в любом случае должны исходить из основного положения о том, что геологическая информация о недрах - это основа определения количества и качества минерально-сырьевых, водных и других ресурсов, являющихся базой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Таким образом, на вопрос, кому принадлежит геологическая информация о недрах, можно дать следующий исчерпывающий ответ: она должна принадлежать на правах собственности Российской Федерации как гаранту сохранения национального достояния независимо от источников ее образования, за исключением объектов интеллектуальной собственности, которые при наличии юридического основания могут быть в государственной, частной или иных формах собственности.

Учитывая противоречивость действующего в настоящее время российского законодательства по этому вопросу, оно должно быть изменено, как равно и подзаконные акты, исходя из этого основополагающего вывода.

Abstract

The author answers the question - to whom should belong the subsurface geological information as an ownship's rights -in the following manner: it should belong on the ownship's rights to the Russian Federation as a guarantor of the national heritage retention not depending on the sources of its origin except for objects of intellectual property which with the presence of legal base may be in the state, private or other forms of ownship.