К оглавлению журнала

 

УДК 336.2:553.98

© Э.М. Халимов, 1997

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ РЕГУЛИРОВАНИЕМ СТАВОК СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

Э.М. Халимов (ИГиРГИ)

Нефтедобывающая отрасль промышленности России переживает сейчас не лучший этап своего развития, если судить по объему добычи нефти. После 1987 г., когда был достигнут пик в добыче нефти и конденсата (569,5 млн т), добыча интенсивно снижается. В 1996 г. добыто 301 млн т нефти и конденсата, т.е. столько же, сколько 30 лет назад.

Среди нескольких основных причин падения добычи нефти аналитики справедливо отмечают следующие: переход от государственного управления на децентрализованное, изменения в структуре сырьевой базы, а также в финансово-экономических условиях функционирования предприятий. За последние годы резко ухудшилось финансовое положения отрасли, всегда считавшейся высокодоходной.

Одной из основных причин сложного финансового положения нефтедобывающих предприятий обоснованно считают условия налогообложения, лишающие их собственных средств и препятствующие привлечению внешних источников финансирования.

Нефтедобывающие предприятия России, уплачивая все общепринятые налоги, дополнительно должны вносить в федеральный и местный бюджеты весьма обременительные специфические платежи, доводящие общий уровень налогов до 60 % и более от выручки. Все три типа налогов (налоги на реализацию; налоги, включаемые в себестоимость; налоги и отчисления, выплачиваемые из прибыли) не только не стимулируют освоение новых запасов и расширение производства, а даже препятствуют поддержанию производственного потенциала действующих предприятий.

Финансовое положение нефтедобывающих предприятий усугубляется низкими ценами на нефть на внутреннем рынке, резким удорожанием материалов, услуг и капиталовложений. Из-за финансовых трудностей нефтедобывающие предприятия сокращают объемы реализации буровых работ, обязательных профилактических геолого-технических мероприятий по действующему фонду скважин. В результате увеличивается неработающий (бездействующий) фонд скважин, сокращается действующий, ухудшается техническое состояние всей промысловой инфраструктуры.

Между тем для нормальной технологически обоснованной разработки месторождений, обеспечивающей проектные уровни добычи нефти и нефтеотдачу, необходимо наращивать все виды работ, внедрять новые технологии во всех звеньях производства. Сейчас же объемы работ по поддержанию фонда скважин и нефтепромысловых систем в работоспособном состоянии на большинстве месторождений снизились ниже уровня минимальной достаточности. Самым негативным последствием складывающейся ситуации на месторождениях являются даже не снижение добычи нефти, не предусмотренное технологическими проектами, а проявляющиеся в результате нее разбалансировка нормального процесса выработки нефтеносных пластов; разубоживание запасов и снижение коэффициента извлечения нефти. Таким образом, речь идет о частичной потере народного достояния - ценнейшего полезного ископаемого в недрах. Масштабы этих потерь будут тем меньше, чем раньше будут приняты меры по исправлению ситуации. Однако тенденция ухудшения состояния разработки большинства месторождений, обусловленная финансовым неблагополучием нефтедобывающих предприятий, пока сохраняется.

Одним из реальных путей улучшения финансового благополучия нефтедобывающих предприятий и на базе этого – состояния разработки нефтяных месторождений является оптимизация специфических платежей в рамках действующего налогового режима в соответствии с Законом РФ "О недрах" [1]. Результатом улучшения состояния разработки месторождений будут стабилизация и рост текущей добычи нефти, что приведет к увеличению налоговой базы и поступлений в бюджет разных уровней за счет расширения масштабов производства.

В действующей налоговой системе специфическими налогами являются: акциз на нефть и газовый конденсат; плата за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (табл. 1) [1,4].

Вполне очевидно, что в основу налоговой политики при освоении минеральных ресурсов должен быть положен принцип справедливого распределения совокупного дохода от реализации полезных ископаемых между собственником (в нашем случае государство) и пользователем недр. Для каждого недропользователя должны быть установлены равные экономические условия, нейтрализующие влияние различных природных условий. Это может быть обеспечено за счет разумного установления специфических платежей рентного характера. Путем установления обоснованной дифференциальной ренты должны быть погашены различия в горно-геологических и природно-географических условиях, в значительной мере определяющих уровень производительности труда, себестоимость продукции, удельные капитальные затраты.

Известно, что природные и горногеологические условия разработки месторождений нефти меняются в очень широком диапазоне. Только по одному параметру - естественной продуктивности - дебиту нефти из скважин изменение может составлять величину до 10 порядков (!!) (от десятков килограммов до 10 тыс. т/сут) (Халимов Э.М. и др., 1991).

В перечне же горно-геологических и других природных параметров и факторов, от которых зависит экономическая эффективность разработки нефтяных месторождений, их несколько десятков (Халимов Э.М. и др., 1991; [3]).

Различия в природных условиях носят непреходящий характер. Они не могут быть устранены, например, мероприятиями технического характера. Поэтому теоретически в основу определения специфических платежей рентного характера должен быть положен уровень себестоимости продукции на объектах, находящихся в худших природных условиях.

Пятилетний опыт работы нефтедобывающих предприятий, накопленный после принятия Закона РФ "О недрах", выявил недостатки практики применения специфических платежей рентного характера. Некоторые недостатки и прямые нарушения Закона РФ "О недрах" приведены в табл. 2. Главный же вывод заключается в том, что суммарный уровень специфических налогов, колеблющийся от 23 до 50 % цены предприятия или от 16 до 40 % полной цены нефти, настолько завышен, а дифференциация их настолько мала, что они не способны выполнять задачу рентного обложения. Указанные специфические налоги, так же как и остальные, выполняют только сугубо фискальную задачу.

Для иллюстрации можно привести пример по самому благополучному в Западной Сибири ОАО "Сургутнефтегаз". Выполненная на 01.01.96 г. по принятой методике технико-экономическая оценка запасов нефти ОАО "Сургутнефтегаз" показала, что из 31 оцененного месторождения 24 убыточны, в том числе самые крупные Федоровское и Лянторское.

Убыточными являются и новые месторождения, право на разработку которых получено ОАО "Сургутнефтегаз" по результатам конкурса 1995 г. Величина ставки налога платы за недра по этим месторождениям установлена как обязательное условие конкурса и не соответствует качеству (себестоимости) запасов.

Основные ставки платежей одинаковы как по прибыльным, так и убыточным месторождениям: акциз - 40 тыс. р/т, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 10 % от реализации нефти, роялти - от 6 до 12 % среднемесячной цены нефти. Как видно, ни дифференциация платежей, ни скидка к ним в зависимости от горно-геологических и технологических условий не производятся.

В феврале 1995 г. Государственной Думой приняты поправки к Закону РФ "О недрах", которые предусматривают возможность освобождения недропользователей от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и частично или полностью от платежей за пользование недрами, а также получение отсрочки от их уплаты (ст. 40, 44) при разработке трудноизвлекаемых запасов. Кроме того, разрешено применять скидку на истощение недр (ст. 48).

Несмотря на то, что прошло более 2 лет после принятия поправок к Закону, недропользователи не могут воспользоваться ими в полной мере из-за отсутствия официальных инструктивных документов, согласованных и утвержденных заинтересованными министерствами, ведомствами и органами, уполномоченными на выдачу лицензий.

Реализация поправок (1995 г.) к Закону РФ "О недрах" на практике тормозится по причинам, связанным с противоречиями интересов участников цепочки "недропользователь (он же плательщик налогов) - распорядитель поступающих платежей - получатель платежей" (см. табл. 1). В этой цепочке "распорядитель" и "получатель" непосредственно заинтересованы в непрерывном пополнении своего бюджета для решения текущих, злободневных, не терпящих отлагательства проблем, из которых наиболее острые - социальные. Если учесть, что в данном случае "распорядитель" не только ответственен за недропользование, а вместе с "получателем" еще и уполномочен на выдачу лицензии на право пользования недрами, то не нужно удивляться тому, что на практике интересы недропользователя не являются доминирующими. Между тем, как хорошо известно специалистам, грамотная разработка нефтяных месторождений, направленная на полную выработку запасов, требует долгосрочной оптимизации процесса. При разработке нефтяных месторождений, рассчитанной на многие десятилетия, погоня за сиюминутной выгодой без оглядки на возможные результаты ведет к хищнической эксплуатации скважин и разубоживанию запасов. Это уже подтверждается не только примерами отдельных нефтепромыслов и месторождений, а текущей практикой работы ряда крупных нефтегазодобывающих предприятий, на которых фонд бездействующих скважин побил все "рекорды". Так, по состоянию на 01.01.96 г. фонд неработающих скважин составил, %: Юганскнефтегаз - 41, АО "Черногорнефть" - 48, "Кондпетролеум" - 48, Варь-еганнефтегаз - 56, Варьеганнефть - 60, Нижневартовскнефтегаз - 42, Тюмень-нефтегаз - 45, Ставропольнефтегаз - 68, АО "НК "КомиТЭК" - 46.

По инициативе Минтопэнерго РФ (В.З. Гарипов, Н.Н. Лисовский, В.С. Ульянов, Т.Д. Трунилина) при финансовой поддержке АО "НК "Роснефть", АО "Коминефть", АО "НК "Сиданко", АО "Пурнефтегаз", АО "Сургутнефтегаз", Восточной нефтяной компании, представляющих интересы недропользователей разных форм собственности, проведены исследования, имеющие цель дать возможность нефтедобывающим предприятиям на практике легитимно применять ст. 40, 41, 44, 46, 48 Закона РФ "О недрах" для создания нормальных финансовых условий их работы и обеспечения реальных поступлений в бюджеты разных уровней.

На основании изучения и обобщения многолетнего отечественного и зарубежного опыта разработки нефтяных месторождений классифицированы трудноизвлекаемые и истощенные запасы нефти, которым в большей части посвящены ст. 40,41, 44, 46, 48 Закона РФ "О недрах".

Трудноизвлекаемые запасы нефти (ТИЗ) - запасы залежей (месторождений, объектов разработки) или частей залежей, отличающиеся сравнительно неблагоприятными для извлечения геологическими условиями залегания нефти и (или) физическими ее свойствами. Для добычи ТИЗ требуются повышенные затраты материальных, денежных средств, труда, нетрадиционные технологии, специальное несерийное оборудование и дефицитные реагенты и материалы. Темпы и степень извлечения ТИЗ, экономическая эффективность ниже аналогичных показателей нормальных залежей.

По экономической эффективности разработки к трудноизвлекаемым относятся запасы нефти, полное проектное извлечение которых экономически обосновано до налогообложения, но экономически нецелесообразно (по принятым основным экономическим критериям) при применении полных ставок существующей системы налогообложения.

По экономическим критериям эффективности разработки ТИЗ занимают промежуточное положение между забалансовыми (нерентабельными при существующих экономических условиях, современной технике и технологии добычи нефти) и извлекаемыми запасами нефти, разработка которых может быть осуществлена рентабельно в современных условиях.

Экономическими критериями, общепринятыми и используемыми при обосновании извлекаемых запасов нефти и проектировании разработки, являются: дисконтированная чистая прибыль; текущий поток денежной наличности; накопленный дисконтированный поток денежной наличности; внутренняя норма возврата капитальных вложений; индекс доходности; срок окупаемости капитальных вложений; доход государства (налоги и платежи, отчисленные в бюджеты и внебюджетные фонды Федерации и субъектов Федерации).

Выделено четыре класса ТИЗ нефти: 1-й - аномальных нефтей и нефтяных газов; 2-й - неблагоприятных коллекторов; 3-й - контактных зон; 4-й - факторов, осложняющих бурение скважин и добычу нефти. В каждом классе выделено от двух до пяти подклассов. Для каждого подкласса определены параметры и количественные критерии, позволяющие отнести запасы к той или иной категории.

К истощенным (остаточным) рекомендовано относить запасы залежей (объектов разработки) после извлечения 80 % начальных апробированных государственной экспертизой извлекаемых запасов нефти промышленных категорий; и (или) с текущей обводненностью добываемой продукции более 90 %; и (или) с текущим газовым фактором, превышающим 10 начальных (нефтегазовые залежи).

Затраты на извлечение остаточных запасов превышают поступления от их реализации и делают дальнейшую эксплуатацию объекта экономически нерентабельной.

Для технико-экономической оценки эффективности разработки трудноизвлекаемых и истощенных запасов нефти были проведены (ИНПЕТРО - Р.М. Кац, В.В. Федулов) гидродинамические расчеты технологических показателей на математической модели пласта [5]. Для расчетов использована трехмерная модель трехфазной фильтрации типа Black oil. Эта модель широко апробирована в отрасли при составлении проектных документов и прошла апробацию на тестах, опубликованных SPE Journal [2].

Для сравнительной характеристики технико-экономических показателей разработки различных классов ТИЗ была создана базовая геолого-физическая модель пласта с усредненными свойствами (для месторождений Западной Сибири) коллекторов и флюидов, характеризующегося рентабельной эксплуатацией в течение длительного периода времени. Расчеты позволили выявить оптимальные условия рентабельной разработки и ранжировать классы трудноизвлекаемых и истощенных запасов по степени их влияния на технико-экономические показатели.

Модельные построения и технико-экономические расчеты проводились применительно к гипотетическим месторождениям. На реальных месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами одновременно действуют и взаимно влияют друг на друга несколько факторов, осложняющих разработку.

В связи с тем, что каждое месторождение (лицензионный объект) характеризуется своим неповторимым сочетанием горно-геологических и природно-географических факторов и условий разработки, наиболее объективным было бы определение оптимальных размеров специфических платежей рентного характера по следующей процедуре:

  1. Построить геологическую модель лицензионного объекта и, используя методические рекомендации по отнесению запасов нефти к ТИЗ и остаточным (истощенным), отнести рассматриваемый объект к тому или иному классу. Рекомендуется выделить преобладающий признак.
  2. Создать геолого-математическую модель и на базе регламентов проектных документов с помощью современных гидродинамических методов рассчитать технологические показатели разработки месторождения на срок действия лицензии.
  3. Произвести расчет технико-экономических показателей разработки при существующих экономических условиях (статьях и нормативах затрат, ставках налогов и ценах на продукцию), определить срок рентабельной эксплуатации месторождения и доход государства за этот срок.

Установить экономические условия рентабельной разработки. Если величина необходимого снижения размера платежей соизмерима с суммой выплат по ставкам специфических платежей, то целесообразно провести расчеты по оптимизации ставок каждого платежа в отдельности.

  1. В связи с различиями в относительных и абсолютных размерах специфических платежей и адресатов их поступления целесообразно рассчитать оптимальные ставки платежей не только по критерию "доход государства", но и по другим критериям в соответствии с интересами недропользователя и государственных органов.
  2. Для объектов лицензирования, находящихся в поздней стадии разработки, необходимым условием оптимизации должно быть рассмотрение и обоснование скидки на истощение запасов нефти.
  3. Для месторождения с неразвитой инфраструктурой региона, удаленного от магистрального трубопровода, с трудными природно-климатическими условиями необходимо оценить капитальные вложения и дополнительные расходы, связанные с этими факторами, и рассчитать экономическую эффективность разработки месторождения на основе принятой системы критериев.
  4. По результатам расчетов произвести сравнение технико-экономической эффективности разработки в различных условиях налогообложения и дать предложение в компетентный орган по принятию решения о размерах ставок специфических платежей.

Однако такая процедура, связанная с громадным объемом научно-исследовательской работы, практической сложностью апробации расчетов, очевидно, неприемлема для органов, уполномоченных на выдачу лицензий и установление размеров ставок специфических платежей рентного характера.

Для установления размеров этих платежей на практике рекомендуется использовать методические положения "По определению размеров регулярных платежей за добычу нефти", "По освобождению пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" и "Методику дифференциации ставок акциза на нефть и конденсат в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий разработки месторождений". Проекты этих документов подготовлены коллективом сотрудников ООО "НГ Пласт", ИНПЕТРО, АО "Петроком" по заданию Минтопэнерго РФ. Эти документы прошли апробацию в Минтопэнерго РФ и сейчас находятся на согласовании в Минприроды РФ, Минэкономики РФ, Министерстве финансов РФ, Госналогслужбе РФ.

Литература

  1. Закон Российской Федерации "О недрах". - М.: Геоинформмарк, 1995.
  2. Кац P.M., Андриасов А.Р. Математическое моделирование процессов разработки подгазовых и водонефтяных зон: Тр. ВНИИ. - М., 1986. -Вып. 94.
  3. Классификация запасов месторождения, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов. - М.: ГКЗ СССР, 1983.
  4. Положение о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна. (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. № 828.)
  5. Регламент составления проектов и технологических схем разработки нефтяных и газонефтяных месторождений. -М.: Минтопэнерго РФ, 1996.

ABSTRACT

Effective taxation system of oil-producing companies does not take into account the difference in natural geologic-physical and technological indices of field development but has only a fiscal function. Each subsurface user should have the equal economic conditions neutralizing the effect of various natural and geotechnological factors.

The article covers some drawbacks of practical using of specific payments of rent character; violations of RF Law "On the Subsurface" are reported. A procedure of using RF Law "On the Subsurface" for oil production stimulation from hard recoverable reserves is suggested.

Procedures for determining optimal sizes of specific rental charges were elaborated and recommended for practical application.

Таблица 1 Характеристика специфических платежей

Специфические (рентные) платежи и отчисления (Закон РФ "О недрах")

Условия исчисления и размер регулярных ставок

Кто устанавливает (уполномоченный орган)

Распорядитель средств (отчислений)

Поступления в бюджет

Акциз (ст. 46)

В форме индексируемой суммы в рублях с каждой тонны неф-ти,включается в цену без НДС (Постановление Правительства РФ № 590 от 26.06.95 г.)

Правительство РФ

Правительство РФ

РФ - 100 %

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ст. 44)

10 % от стоимости реализованной продукции (Постановление ВС РФ № 4546-1 от 25.02.93 г.)

Минприроды РФ и Минэкономики РФ с участием Минтопэнерго РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ № 597 от 17.05.96 г.)

Минприроды РФ - определяет объемы отчислений по согласованию с Минэкономики РФ

РФ (часть); субъектов Федерации (часть), в том числе добывающих предприятий (может передаваться)

Платежи за пользование недрами (ст. 41)

6-16 % от стоимости реализованной продукции по каждому месторождению (Постановление Правительства РФ № 828 от 28.10.92 г.)

Минприроды РФ с участием Минтопэнерго РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ

Исполнительные органы власти района, города, края, области, автономного образования

РФ - 40 %; республики в составе РФ, края, области, автономного образования - 30 %; района, города - 30 %

Таблица 2 Недостатки практики установления специфических (рентных) платежей

Специфические (рентные) платежи и отчисления (Закон РФ "О недрах")

Недостатки и нарушения Закона РФ "О недрах на практике

Акциз (ст. 46)

Ставки устанавливаются по всем нефтедобывающим предприятиям (за редким исключением) и по виду продукции, тогда как по Закону акцизы могут вводиться на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождения с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. Ставки дифференцируются вне зависимости от характеристики месторождения и стадии разработки. Размер ставок и условия дифференциации постоянно меняются (8 раз за 1992-1996 гг.)

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ст. 44)

Размер ставки одинаков для всех месторождений и не зависит от характеристики месторождения

Платежи за пользование недрами (ст. 40, 41)

Размер платежей мало зависит от характеристики месторождения. Диапазон изменения размеров платежей узок. Постановлением Правительства РФ № 828 от 28 октября 1992 г. установлена минимальная ставка -6 % от стоимости продукции, тогда как ст. 40 ряд категорий пользователей недр освобождается от платежей за пользование недрами