К оглавлению журнала

©С.А. Оганесян, 1995

ОСВОЕНИЕ РЕСУРСОВ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ШЕЛЬФЕ О-ВА САХАЛИН

С.А. ОГАНЕСЯН (АО "САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ")

Если посмотреть на карту России, то на самой восточной ее окраине находится остров, название которого Сахалин. Именно здесь, на северо-восточном шельфе, еще в 70-е гг. были открыты и разведаны богатейшие месторождения нефти и газа, именно к разработке этих ресурсов проявляют сегодня самый активный интерес гиганты западного нефтяного мира – такие компании, как "Эксон", "Шелл", "Амоко", "Мобил", "Шеврон" и др. И не только компании, но и правительства Японии, США, Южной Кореи. Интерес этот вполне обоснован, поскольку разведанные запасы нефти и конденсата составляют 190 млн. т, газа - 600 млрд. м3, а начальные потенциальные ресурсы нефти и конденсата оцениваются в миллионы тонн, газа – миллиарды кубических метров.

Почему же до сих пор эти гигантские ресурсы углеводородного сырья остаются под морским дном, а не способствуют развитию нашей российской экономики?

Немного истории. Еще в конце 80-х гг. были сделаны первые практические шаги в направлении освоения открытых месторождений шельфа о-ва Сахалин: проведен широкий комплекс научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ с привлечением различных институтов бывшего СССР, начато проектирование объектов обустройства месторождений. В это же время прошла Государственную экспертизу первая ледостойкая стационарная платформа, над которой работали инженеры нефтяного и оборонного комплексов страны.

В 1990 г. бывшие Министерство нефтяной промышленности (Миннефтепром СССР) и Министерство судостроительной промышленности СССР подписали соглашение о начале строительства первой платформы, используя освобождающиеся по конверсии мощности ведущих судостроительных заводов страны. Эти работы финансировались за счет централизованных источников бывшего Миннефтепрома СССР. Конечно, научно-технический потенциал в сочетании с производственными мощностями оборонной промышленности позволил бы справиться с проблемой обустройства сахалинских морских месторождений. Однако "послеперестроечный период" 90-х гг. внес значительные коррективы. Структурная реорганизация нефтегазовой отрасли, резкое сокращение централизованных капитальных вложений, а также нарастающий из года в год экономический кризис привели к полной остановке работ, начатых собственными (отечественными) силами.

Дальнейшее развитие событий могло идти двумя путями: 1) прекращение всех работ по освоению морских месторождений до улучшения экономической ситуации в стране, когда появятся возможности выделения необходимых финансовых средств; 2) продолжение работ за счет привлечения западных и российских компаний с достаточными опытом разработки аналогичных месторождений и, главное, финансовыми возможностями.

Конечно, в период принятия решения были предложения "компетентных" специалистов обратиться к крупнейшим банкам мира за кредитами для самостоятельной разработки месторождений. "Взять-то мы их возьмем, да только кто их нам даст?" И под чьи гарантии? Государства? А надо ли это ему при имеющихся огромных долгах? Тем более, было известно, что на обустройство месторождений только одного из сахалинских проектов потребуется 10-12 млрд. дол. США.

Оглядываясь на события четырехлетней давности, можно с уверенностью сказать, что было принято единственно правильное решение пойти по пути привлечения иностранных компаний, а значит, и инвестиций для реализации сахалинских морских проектов. Данное решение было принято совместно бывшим Миннефтепромом СССР и администрацией Сахалинской области.

Хотелось бы провести некоторую параллель между месторождениями, расположенными в Северном море и на шельфе о-ва Сахалин. Надо отметить, что месторождения Северного моря и о-ва Сахалин были открыты примерно в одно и то же время (70-е гг.). На Северном море уже длительное время ведется добыча нефти и газа с привлечением различных нефтяных компаний мира, принося доходы как странам-владельцам месторождений, так и компаниям-инвесторам, а на шельфе о-ва Сахалин кроме разговоров практически ничего не делается. Вряд ли найдется здравомыслящий человек, который не согласится с этим. Если такие крупнейшие державы мира, как США и Великобритания, создают все условия для притока иностранных инвестиций, то для России главными лозунгами все еще остаются "Не пущать!" и "Караул - грабят!". К сожалению, для многих "ответственных" работников дебаты вокруг сахалинского шельфа – лишь политический маневр и им нет никакого дела до того, что происходит на севере нефтяного Сахалина.

Что же мы имеем к настоящему времени? Прежде всего, хотелось бы отметить событие большой важности, произошедшее в июне 1994 г. - подписание Соглашения о разделе продукции при разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе о-ва Сахалин (проект "Сахалин-2") между компанией "Сахалинская энергия" (специально созданной консорциумом фирм "Маратон", "Мак-Дермотт", США; "Мицуи", "Мицубиси, Япония; "Шелл", Нидерланды) и российской стороной. Завершены переговоры и подготовлен к подписанию проект Соглашения о разделе продукции при разработке Аркутун-Дагинского, Чайвинского и Одоптинского месторождений (проект "Сахалин-1") между российской стороной и компаниями "Эксон" (США), "Содеко" (Япония), АО "Сахалинморнефтегаз", НК "Роснефть" (Россия). С компаниями "Мобил", "Тексако" и "Эксон" (США) продолжаются переговоры по проекту "Сахалин-3", включающему месторождения и структуры северо-восточного шельфа о-ва Сахалин. В июне-июле 1995 г. будут подведены итоги конкурса по проекту "Сахалин-4" (месторождения и структуры северосахалинского шельфа). Однако даже прогресс, наблюдаемый в последнее время в переговорах между российской стороной и иностранными компаниями, не способствовал началу реализации проектов, так как основным условием вступления Соглашений в силу является принятие Россией специального законодательства в поддержку программы реализации Соглашений о разделе продукции. В феврале 1995 г. в Государственной Думе РФ в первом чтении был рассмотрен Закон РФ "О соглашениях о разделе продукции". Хочется надеяться, что в этом году закон будет принят.

Обычно инвесторы оценивают рентабельность каждого перспективного проекта и сравнивают соотношение риска и прибыльности данного проекта по отношению к другим реализуемым ими же проектам, причем понятие "риск" включает в себя как политические, так и экономические аспекты.

Если экономический риск – это прежде всего зависимость эффективности проекта от величины затрат, изменения цен на энергоносители на мировом рынке и других экономических факторов, то при оценке политического риска учитываются такие факторы, как уровень стабильности в стране, наличие достаточной законодательной базы, обеспечивающей гарантии инвестиций, и т.д. Как правило, доля риска по небольшим проектам невелика и прибыль довольно скромная, по крупным проектам, наоборот, и доля риска большая, и уровень прибыли высок. В связи с тем, что у инвесторов возможности финансирования не безграничны, они вынуждены тщательно отбирать подлежащие финансированию проекты с учетом факторов риска и прибыльности каждого из них. Поскольку ведущие нефтяные компании мира имеют достаточные возможности идти на большой риск, именно они и проявляют интерес к разработке сахалинских проектов.

Какие же положительные и отрицательные стороны у сахалинских проектов? Прежде всего, чем привлекательны сахалинские проекты?

1. Географическое положение о-ва Сахалин открывает широкие возможности, как в обеспечении внутреннего рынка Дальнего Востока, так и вывозе нефти и газа на внешний рынок.

2. Все крупные месторождения расположены на небольшой глубине моря (30-50 м) и находятся на относительно небольшом расстоянии от берега (20-25 км), что позволяет размещать многие сооружения на берегу и тем самым способствовать снижению экологического риска и уменьшению капитальных вложений.

3. Месторождения газоконденсатные, что дает возможность заключения длительных контрактов (20-40 лет) на поставку сжиженного природного газа основным потребителям из Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея и др.).

Отрицательным для проектов является то, что месторождения расположены в районах с суровыми природно-климатическими условиями и высокой сейсмической активностью. Высокие ветровые, волновые и ледовые нагрузки на морские сооружения потребуют дополнительные инвестиции с целью повышения их надежности и безопасности. На размер инвестиций большое влияние оказывает и необходимость строительства системы магистральных нефтегазопроводов на юге острова, завода по сжижению природного газа, терминалов отгрузки продукции на экспорт и целого комплекса объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Выполненные иностранными и российскими специалистами ТЭО по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" убедительно показали, что по эффективности их можно отнести к критическим, а с учетом налогового законодательства – и нецелесообразным к освоению. Именно поэтому Правительство России пошло на смягчение уровня налогообложения по проектам. Таким образом, прибыльность освоения месторождений будет соизмерима с политическим и коммерческим риском, а также с риском, вытекающим из всего комплекса мероприятий по освоению месторождений.

Материалы ТЭО и проекты Соглашений получили одобрение Государственной экономической и экологической экспертизы.

Каковы же коммерческие условия Соглашений о разделе продукции по сахалинским проектам и можно ли сказать, что Россия пошла на большие уступки? Несмотря на некоторые различия в величине роялти (плата за пользование недрами) и других составляющих коммерческого блока, условия Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" примерно одинаковые, поэтому прокомментирую отдельные положения коммерческого блока Соглашения по проекту "Сахалин-2".

Коммерческий блок включает бонусы, роялти, отчисления в виде налогов на прибыль, причитающуюся России долю произведенной в ходе реализации проекта продукции. Кроме того, российской стороне будут возмещены расходы на геологоразведочные работы, а также будет создан Фонд развития Сахалина.

Общая сумма бонусов по Соглашению 50 млн. дол. США. В Фонд развития Сахалина вносится 100 млн дол. США (по 20 млн дол. США ежегодно в течение 5 лет), а сумма возмещаемых России ранее понесенных затрат на геологоразведочные работы составляет 160 млн. дол. США. С момента начала добычи инвестор выплачивает 6 % роялти на весь объем добытых углеводородов. После возмещения затрат (8-10 лет с начала добычи продукции) инвестор выплачивает налог на прибыль в размере 32 %.

В результате переговоров стороны пришли к соглашению об определении трех уровней рентабельности, влияющих на раздел прибыльной продукции:

1. При уровне рентабельности инвестора ниже 17,5 % российская доля прибыльной продукции составляет 10 %, иностранная (инвестора) - 90 %.

2. При уровне рентабельности от 17,5 до 24,0 % раздел прибыльной продукции производится в равном соотношении (50 на 50 %).

3. При уровне рентабельности проекта для инвестора более 24 % доля российской стороны в прибыльной продукции составит 70 %, инвестора - 30 %.

К сожалению, многие аналитики и авторы различных статей ошибочно (если не специально) преподносят дело так, что при уровне рентабельности менее 17,5 % Россия получит всего 10 % дохода всего проекта. Однако расчеты, выполненные специалистами группы переговоров, показывают, что даже при самом низком уровне рентабельности для инвестора, с учетом вышеперечисленных выплат, Россия получит более 50 % доходов от проекта. В случае же достижения уровня рентабельности для инвестора более 17,5 % суммарная доля российской стороны возрастет до 65 %, а при достижении рентабельности более 24 % для инвестора - превысит 80 %. Все выгоды, которые получит Россия в случае реализации проекта, относятся к прямым, но не следует забывать и о косвенных выгодах, которые также играют немаловажную роль.

Как отмечалось, инвестиции в проект оцениваются в 10-12 млрд. дол. США. Соглашением предусмотрено, что инвестор "... примет все возможные меры к максимальному увеличению объема использования рабочей силы, материалов, оборудования и подрядных работ в каждом году и к достижению величины этого объема за счет реализации всего проекта на уровне не менее 70 %". Уже в течение длительного времени иностранные компании - будущие участники разработки месторождений шельфа о-ва Сахалин работают в непосредственном контакте с предприятиями оборонного и строительного комплексов России, Нефтегазстроем РФ, в том числе с сахалинскими организациями. Так, заключены и подготавливаются к заключению контракты на бурение скважин на месторождениях сахалинского шельфа силами Дальневосточного морского управления разведочного бурения АО "Сахалинморнефтегаз". Подготовлено к подписанию Соглашение о проведении работ, предусматривающее механизм прямого найма российских подрядчиков без проведения конкурсов. Таким образом, начало реализации проектов позволит разместить заказы на российских предприятиях, сохранить существующие и создать новые рабочие места, как на предприятиях Сахалина, так и в других районах России, обеспечить инвестиции в модернизацию целого ряда предприятий страны.

Созданные за счет проекта объекты производственной и социальной инфраструктуры в значительной степени улучшат экологическую обстановку, решат многие социальные проблемы. Кстати, после возмещения затрат на строительство этих объектов они переходят в собственность России, а приобретение мирового опыта разработки морских месторождений в суровых климатических условиях откроет широкие возможности в его использовании при разработке богатейших ресурсов арктического шельфа России.

Для эффективного изменения топливно-энергетического баланса Дальневосточного региона России огромное значение будет иметь и подача газа и нефти на внутренний рынок. С одной стороны, это позволит отказаться от многомиллиардных инвестиций в угольную промышленность (или, по крайней мере, отложить их на более далекую перспективу), с другой стороны, кардинально улучшить экологическую ситуацию в таких крупных промышленных центрах, как Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Южно-Сахалинск. Наконец, это даст толчок к созданию новых высокорентабельных производств, например газохимии. Такие проработки уже существуют.

Можно утверждать, что как для России в целом нефтегазовый комплекс является локомотивом ее экономики, так и для Дальнего Востока освоение углеводородных ресурсов сахалинского шельфа служит главным фактором преодоления хозяйственного кризиса и обеспечения последующего развития экономики региона.

И все-таки, может, стоит пока воздержаться от разработки месторождений шельфа о-ва Сахалин? Ведь нефть и газ составляют часть природного богатства России? Безусловно, нефть и газ - богатство России, но не следует забывать, что они имеют определенную цену только на поверхности и, чтобы их извлечь, требуются колоссальные физические и материальные затраты. Запасы месторождений шельфа о-ва Сахалин достаточны для обеспечения стабильной добычи на 50 лет и более. Поэтому высказывания некоторых авторов, что если мы будем истощать месторождения, то нашим детям и внукам ничего не останется, совершенно безосновательны.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Закон "О соглашениях о разделе продукции", который уже не первый год ждут нефтяники многих регионов России, необходим не только для иностранных, но и для российских инвесторов. К сожалению, в России ситуация такова, что многие преуспевающие бизнесмены вкладывают валюту за рубежом, т.е. в тех государствах, где имеется стабильная правовая база и законодательно защищены иностранные инвестиции. Недаром в деловых кругах Запада и Востока удивляются абсурду, когда Правительство РФ прилагает большие усилия для получения кредитов в крупных международных банках, в то время как ежегодно из России вывозятся десятки миллиардов долларов.

Необходимо переходить от традиционных кредитов под прямые платежные гарантии Правительства России к схемам целевого проектного финансирования, основывающегося на залоге и иных формах обеспечения возвратности средств. Пример такого финансирования - проекты освоения месторождений сахалинского шельфа.