К оглавлению журнала

 

УДК 378 553 98

В.П. ГАВРИЛОВ (МИНГ)

Геолог-нефтяник XXI в.

Отечественная нефтяная и газовая промышленность близка к “пику” своего развития. Более того, в обозримом будущем годовая добыча, по крайней мере, нефти, начнет постепенно снижаться, если не будет существенных достижений в области открытия новых зон нефтегазонакопления и повышения коэффициента извлечения нефти и газа из недр. Не претендуя на абсолютную точность нашего прогноза, тем не менее, можно утверждать, что период с 2000 до 2050 г. должен стать важным и очень сложным этапом в развитии нефтегазовой индустрии Советского Союза. Его исключительность состоит, прежде всего, в том, что нефтяникам и газовикам придется решать проблему обеспечения ресурсами сравнительно высоких уровней добычи нефти и газа, не имеющих аналогов в мировой практике. При этом специалисты столкнутся со все возрастающей сложностью горно-геологических и природно-климатических условий работ. Это выразится в необходимости освоения глубокопогруженных залежей в плотных коллекторах, в поиске поднадвиговых месторождений и ловушек неантиклинального типа, в активизации процесса поисково-разведочных работ на континентальном шельфе и за его пределами. В свою очередь, это повлечет широкое использование геофизических, геохимических и аэрокосмических методов поиска, повышение их разрешающей способности и достоверности, компьютеризацию традиционных и новых методов исследования. Резко усложнятся промыслово-геологические работы по детальному изучению залежей, подсчету запасов, обоснованию методов и систем разработки новых месторождений, а также по изучению свойств, условий залегания запасов нефти, остающихся в недрах после разработки месторождений традиционными методами. Геолог-нефтяник должен быть готов эффективно решать возникающие проблемы на современном научно-техническом уровне. Именно с учетом этого составлялся новый учебный план специальности “Геология нефти и газа” (0805). Работа над ним велась на факультете газонефтяной геологии, геофизики и геохимии МИНГа им. И.М. Губкина – головного среди нефтегазовых вузов нашей страны. Факультет располагает мощным потенциалом ученых и педагогов (30 докторов наук, профессоров, около 70 кандидатов наук, доцентов), поэтому ему и была поручена эта почетная и ответственная задача. Проект плана обсуждался на заседании заведующих кафедрами родственных вузов и нефтегазовых факультетов многих политехнических институтов страны. Только после этого он был передан на утверждение в Госкомобразования СССР, где и получил окончательное одобрение весной 1988 г., а в сентябре того же года по новому учебному плану начал заниматься первый набор студентов.

Продолжительность “жизни” учебного плана обычно определяется пятью-семью годами, а потом его пересматривают и составляют новую модель плана подготовки специалистов. Если набор студентов произведен в 1988 г., то выпуск инженера состоится в 1993 г. После окончания института какое-то время специалист адаптируется по месту своей работы, набирается опыта, приобретает умение и ориентировочно через семь-десять лет после окончания института выходит на инженерно-активный уровень деятельности. Это означает, что студенты набора 1988 г. займут ведущие позиции на производстве или в НИИ лишь в 2000–2003 гг. С этого момента их решения будут оказывать непосредственное влияние на ход производственной или научно-исследовательской работы. Такое длительное вживание и осваивание в производственной сфере в наши дни становится недопустимой роскошью. Поэтому одной из задач учебных планов является такое построение учебного процесса и практик, которое обеспечило бы сокращение сроков адаптации и выход на инженерно-активный уровень выпускника института уже через два – три года. Во многом это зависит также и от ситуации на производстве или в НИИ (рис. 1).

Итак, специалист вступил в свой инженерно-активный период. Последующие годы его работы должны быть наиболее плодотворными, причем максимум эффективности реализации инженерно-организаторского потенциала достигается, как правило, к 40 - 45 годам. В нашем условном графике изменения инженерно-организаторского потенциала этот период наступит в 2015– 2020 гг. Далее обычно происходит некоторый спад активности, а примерно к 65 годам (2038 г.) специалиста по ряду показателей уже нецелесообразно использовать на руководящей работе. Хотя он и может продолжать трудиться, но результаты его труда уже не оказывают столь важного влияния на развитие отрасли, как это было в зрелый и максимально активный период его деятельности. Такой, в известной мере, условный график развития творческих и организаторских способностей специалиста составлен нами на основе имеющихся наблюдений за выпускниками института на протяжении последних 30–40 лет. Он позволяет определить тот период, когда специалист оказывает наиболее ощутимое влияние на развитие отрасли. В нашем примере это ориентировочно первые 30 лет XXI в. Следовательно, инженерные кадры, которые будут подготовлены по новым учебным планам специальности 0805 войдут “в силу” в первой четверти этого века. Именно настоящие новые учебные планы определят лицо геолога-нефтяника XXI в. Какова же специфика их? И в какой мере они обеспечат подготовку инженерных кадров к весьма сложному периоду нефтяной и газовой промышленности?

Учебные планы состоят из двух крупных частей: дисциплины, определяющие базовую подготовку горного инженера геолога-нефтяника, и дисциплины специализации. Первая часть включает тридцать пять учебных дисциплин и на ее долю приходится 87 % общего объема времени, затрачиваемого на подготовку специалиста. Во вторую часть входят девять учебных дисциплин, которые занимают 13 % времени (рис. 2). В новых учебных планах предусмотрено четыре специализации: поиск и разведка нефтяных и газовых месторождений (I), морская нефтегазовая геология (II), нефтегазопромысловая геология (III) и нефтегазовая литология (IV). Если I и III специализации традиционно входили в учебные планы данной специальности, то II и IV в предыдущем варианте учебных планов были только намечены, а полное “звучание” они приобрели в новых учебных планах.

Каждая специализация нового учебного плана, в свою очередь, состоит из нескольких профилизаций (см. рис. 2, арабские цифры), что сделано впервые. В I специализации: технология поисково-разведочных работ (1), аэрокосмические методы поисково-разведочных работ (2), геохимические методы поисков нефти и газа (3), геологическая интерпретация данных полевой геофизики (4), управление поисково-разведочным процессом (5), математическое моделирование и ЭВМ в нефтегазовой геологии (6); во II специализации: комплексные методы поиска и разведки морских месторождений нефти и газа (7), прогнозирование геологического разреза на континентальном шельфе (8), геолого-экономическое планирование и оценка морских поисково-разведочных работ на нефть и газ (9), геолого-экономические основы проектирования разработки морских месторождений нефти и газа (10), современные методы и средства геологического контроля за разработкой морских месторождений нефти и газа (11); в III специализации: геологическое обеспечение бурения и освоения скважин (12), геолого-промысловое обеспечение контроля и регулирование процесса разработки залежей УВ (13), геологические основы проектирования разработки залежей УВ (14), подсчет запасов УВ и сопутствующих компонентов (15), гидрогеология месторождений нефти и газа (16); в IV специализации: нефтегазопоисковая литология (17), нефтегазопромысловая литология (18), системные исследования литосферы (19), седиментология (20), стратиграфия нефтегазоносных областей (21).

Обилие специализаций и профилизаций не означает, что в каждом вузе, где ведется подготовка инженерных кадров по специальности 0805, обязательно должны быть задействованы все профилизаций. Вуз в зависимости от заказа промышленности, своих традиций и возможностей сам определяет по каким специализациям и профилизациям вести ему подготовку инженерных кадров. В то же время комплекс специализаций и профилизаций позволяет вузам гибко варьировать и вести целенаправленную подготовку специалиста для того или иного нефтегазового региона или для той или иной проблемы. Так, развитие нефтегазопоисковых работ на континентальном шельфе СССР потребовало создания соответствующей специализации с пятью профилизациями. Необходимость поиска залежей нефти и газа, связанных с ловушками литологического типа, привела к выделению специализации “Нефтегазовая литология” также с пятью профилизациями (см. рис. 2). Развитие и совершенствование различных методов поиска скоплений УВ повлекло создание таких специфических профилизаций в I специализации, как аэрокосмические и геохимические методы, математическое моделирование и т. д. В этом случае представляется, что новый учебный план позволит оперативно удовлетворять запросы нефтегазовой науки и практики и на достаточно качественном и высоком уровне готовить будущего специалиста. Кроме того, комплекс дисциплин той или иной профилизаций можно рассматривать как дисциплины по выбору. Студент в зависимости от своих наклонностей и интересов выбирает на четвертом курсе дисциплины, по которым он желает профилизироваться. Все окончившие вуз по специальности 0805 получают единую квалификацию горного инженера-геолога. Практика выбора дисциплин распространена за рубежом, а теперь осуществляется и в наших вузах. Этим достигается подготовка специалиста широкого профиля и в то же время выполняется заказ отрасли.

Учебный план состоит из нескольких блоков родственных по определенным признакам дисциплин. Условно можно выделить такие блоки дисциплин: общественно-политические, военную подготовку, общеинженерные, общегеологические, общенефтегазовые и специализации (рис. 3). На рисунке показано соотношение объема часов, выделенных на эти блоки дисциплин, в процентах от общего объема часов учебного плана (4000 ч). Наибольшая доля (30%) приходится на общеинженерные дисциплины, которые определяют инженерную подготовку специалиста. В этот блок входят и дисциплины физико-математического цикла (689 ч, или более 17%). Если учесть, что еще в блоке дисциплин специализации имеется учебный курс по применению ЭВМ в геологии, то окажется, что на долю физико-математической подготовки специалиста затрачивается до 18 % от общего учебного времени. Кроме того, после второго курса предусмотрена учебная практика по информатике, продолжающаяся две недели. Это позволяет рассчитывать, что геолог-нефтяник XXI в. сможет грамотно использовать компьютерную технику для решения производственных и научных задач в области нефтегазовой геологии.

Значительная доля (19 %) учебного времени отводится дисциплинам общегеологического цикла. В этот блок входят такие курсы, как общая геология, историческая геология с основами палеонтологии, региональная геология, минералогия и петрография, литология и др. Новым является введение учебной дисциплины геодинамики. В наших вузах ее будут преподавать впервые, хотя в зарубежных вузах и университетах этот предмет читают уже несколько лет и по нему имеются капитальные учебники. Назначение геодинамики: связать геологию с фундаментальными дисциплинами физико-математического цикла; объяснять глобальные геологические явления, определяющие направленность в формировании Земли как планеты, с использованием классических законов физики и математики.

Общенефтегазовые дисциплины (геология и геохимия нефти и газа, нефтегазопромысловая геология, полевая геофизика, ГИС, бурение скважин, подземная гидромеханика и др.) занимают 17 % общего числа часов учебного плана. На дисциплины специализации отводится всего 13 % учебного времени.

Существенную долю занимают в учебных планах “непроизводительные” курсы, которые имеют опосредованное отношение к будущей профессии специалиста – это общественно-политические дисциплины (11 %) и военная подготовка (10 %), т. е. в сумме более 800 ч. На целесообразности изучения этих дисциплин в вузах следует остановиться особо. Во-первых, преподавание военных дисциплин, по нашему мнению, должно существенно трансформироваться. Не беря на себя ответственность за окончательное решение этой проблемы, отметим, что необходимо искать более эффективные и целесообразные формы подготовки офицеров запаса. Может быть, следовало бы, если не полностью исключить военную подготовку из учебных планов, то значительно сократить ее объем, устранив так называемую строевую подготовку. Или же готовить офицеров запаса из молодых специалистов, закончивших институт, призывая их на краткосрочные курсы (в пределах шести месяцев) с отрывом от работы.

Во-вторых, вряд ли оправдано существование общественно-политических дисциплин в таком большом объеме и при таком количестве порой дублирующих курсов (история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм, советское право, марксизм-ленинизм). Кроме того, на пятом курсе предусмотрен еще и Государственный экзамен по марксизму-ленинизму. Дисциплины эти нужны, но в разумных пределах объема времени. Преподавание их должно быть сконцентрировано, без повторов, на современном уровне понимания философских и экономических проблем. В существующем виде растянутость, многочисленное и формальное повторение известных положений, малоубедительное объяснение происходящих в стране перемен вызывают негативную реакцию слушателей и оказывают отрицательное влияние на формирование марксистско-ленинского мировоззрения будущих специалистов.

Внедрение новых, более эффективных форм преподавания военной подготовки и сокращение часов, отводимых на общественно-политические дисциплины, как минимум в 2 раза позволило бы высвободить 500–600 ч учебного времени, которое можно было бы использовать для улучшения гуманитарной, экономическо-правовой подготовки специалиста, для усиления общегеологических, общенефтегазовых курсов и, в особенности, дисциплин специализаций, объем которых должен составлять не менее 15–20 % общего учебного времени.

Сравнение нового учебного плана специальности 0805 со старым позволяет сделать следующие выводы (рис. 4). В первом несколько возросла доля общественно-политических и общеинженерных дисциплин. Если раньше на общеинженерные дисциплины отводилось 28 % учебного времени, то теперь 30. Прирост произошел в основном за счет увеличения доли фундаментальных дисциплин физико-математического цикла.

На одном уровне сохранилась доля общегеологических дисциплин, хотя в абсолютном выражении произошло некоторое снижение, вызванное сокращением рабочей недели с 36 ч (в старых учебных планах) до 28 ч (в новых). Довольно существенно (с 21 до 17 %) в новых учебных планах уменьшилась доля общенефтегазовых дисциплин. В какой-то мере это объясняется тем, что некоторые курсы или разделы оказались вынесены в дисциплины специализации (например, бурение нефтяных и газовых скважин, подсчет запасов). Доля дисциплин специализаций сохранилась примерно на том же уровне, что и в старых учебных планах.

При составлении нового учебного плана специальности 0805 особое внимание уделялось усилению практической подготовки специалиста. Планируется достигнуть это различными способами. В течение учебного года специальные часы будут предусматриваться на индивидуальные и самостоятельные занятия студентов. В первом случае занятия учитываются в сетке часов расписания при обязательном присутствии преподавателя, который дает необходимые пояснения и оказывает консультации. Во втором случае предполагается, что студенты занимаются сами в библиотеке, в лабораториях и кабинетах кафедр или дома. Такой подход должен усилить самостоятельность студентов, их практические навыки. Для высвобождения времени на самостоятельную работу было сокращено количество аудиторных занятий, о чем уже говорилось выше.

Усиление практической подготовки выразилось в увеличении продолжительности всех видов летних практик, в среднем на 11 % по сравнению со старым учебным планом. Новшеством является введение удлиненной (до 4 мес) производственной практики после четвертого курса. Во время ее студенты должны проходить все стадии от рабочего до дублера инженера. При этом предполагается, что студенты будут зачислены в штат предприятия и получать зарплату. Определенный опыт проведения удлиненных производственных практик на факультете газонефтяной геологии, геофизики и геохимии МИНГа уже имеется. С 1987 г. они проводятся геофизическими кафедрами для студентов-геофизиков (специальность 0802). В общем, получен положительный эффект. Студенты хорошо осваиваются на производстве, приобретают хорошую практическую закалку, гораздо лучше начинают понимать и разбираться в технологии профессиональных процессов. Если учесть, что такую практику студент проходит, как правило, на том предприятии, куда он распределен, то становится понятным, что после окончания института адаптационный период молодого специалиста существенно сокращается. Он приходит в знакомый коллектив, где хорошо знают его возможности, что позволяет ему сразу же включиться в выполнение научных или производственных задач организации. Вместе с тем выявились и некоторые недоработки: на предприятии, куда попал на удлиненную практику студент, ему не всегда уделяется должное внимание, возникают проблемы при зачислении практиканта на рабочее место. Последнее обстоятельство, по-видимому, еще больше осложняется в новых условиях хозяйствования. Для ликвидации подобных трудностей нужны централизованные решения на уровне отрасли, а может быть и всей страны. Выходом из создавшейся ситуации может стать развивающаяся форма подготовки инженера по прямому заказу предприятия. В этом случае прием студентов на практику равносилен приходу ожидаемого специалиста на свое рабочее место.

Имеются резервы дальнейшего улучшения практической подготовки специалиста. Один из них – увеличение сроков производственной практики за счет отмены военных сборов после четвертого курса и использования освободившегося месяца для практической профессиональной подготовки специалиста на производстве.

Еще один новый момент в учебных планах – возможность продления обучения одаренных студентов на один год. Эту льготу могут получить до 20 % общего контингента учащихся. При этом составляется индивидуальный учебный план, определяющий круг задач и дисциплин для студента на шестом году обучения. Основной акцент делается на научно-исследовательскую работу, на изучение серьезных монографических научных трудов, на работу в научно-исследовательских лабораториях кафедры. Хорошо зарекомендовавший себя студент имеет возможность после окончания института остаться на кафедре в качестве стажера-исследователя, а потом и аспиранта.

Подводя итог анализу нового учебного плана по специальности “Геология нефти и газа” можно сделать следующие выводы

1. Усиливается фундаментальная физико-математическая подготовка, в том числе за счет введения новой дисциплины “Вычислительная техника и программирование”

2. Появились учебные дисциплины, связывающие фундаментальные физико-математические курсы с общегеологическими процессами и явлениями.

3. Произошло некоторое сокращение числа изучаемых предметов и предложена более удачная расстановка их по семестрам, что позволило сократить количество экзаменов, выносимых в сессию, до трех – четырех.

4. Увеличился набор специализаций и профилизаций, позволяющий вести целенаправленную, индивидуальную подготовку специалиста.

5. Усиливается практическая подготовка специалиста, что предполагает сокращение адаптационного периода молодого специалиста на производстве или в НИИ (см. рис. 1).

6. За счет продления срока обучения на год появляется возможность полнее раскрыть творческие способности исследователя еще на студенческой скамье.

В какой же мере новый учебный план способствует повышению качества выпускаемого специалиста, которому предстоит решать проблему нефтегазовой отрасли страны в первой половине XXI в? Объективность требует признать, что новый учебный план – это шаг вперед по сравнению с предыдущим. Он фундаментальнее, гибче, разнообразнее, в нем больше внимания уделяется практической подготовке. Специалист, обучающийся по этому плану, будет не только лучше образован в области фундаментальных наук, но и лучше разбираться в практических вопросах.

Конечно, в новом учебном плане специальности 0805 можно что-то улучшить, изменить, поискать более совершенную модель его. В целом же он, как представляется, решает главную задачу: подготовить геолога-нефтяника на уровне НТП XXI в. Будем надеяться, что “выстрел”, произведенный новым учебным планом в 1993– 1998 гг. (период выпуска специалистов), попадет в цель в 20–30 гг. третьего тысячелетия.

Рис. 1. График изменения инженерно-организационного потенциала специалиста.

Условные уровни знания и умения специалиста: I – начальный, II – инженерно-активный, III – зрелый, IV – максимальный, заштрихован наиболее творчески активный период деятельности специалиста (сплошная линия отражает традиционную ситуацию, штрих-пунктирная желаемую)

Рис. 2. Структура нового учебного плана специальности 0805

Рис. 3. Соотношение различных блоков дисциплин в новом учебном плане специальности 0805.

Блоки дисциплин: 1 – общественно политические, 2 военная подготовка, 3 – общеинженерные, 4 – общегеологические, 5 общенефтегазовые, 6 – специализации (цифры в гистограмме доля блока дисциплин в %)

Рис. 4. Соотношение объемов времени, затраченного на различные блоки дисциплин в новом и старом учебных планах специальности 0805.

Блоки дисциплин (1–6) см. на рис. 3 (сплошная линия новые планы, пунктирная старые планы).